Понедельник, 13.05.2024, 06:40
Приветствую Вас Гость | RSS

 Сайт Филимоновой Ирины

Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации для педагогов

Позиции воспитатель-ребенок в образовательном процессе.

   Уважаемы коллеги! Чтобы понять о чем пойдет речь, предлагаю вам выполнить следующее упражнение («Салфетки»): перед вами на  столе лежат совершенно одинаковые бумажные салфетки. Возьмите одну салфетку и строго выполняйте мои инструкции:

- разверните салфетку;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку;

- разверните салфетку.

- Посмотрите, что получилось. Все салфетки разные, хотя вы все выполняли одну и ту же инструкцию. Почему же так получилось? Потому что мы с вами разные. Каждый из нас по-своему воспринимает одну и ту же информацию, по-разному выполняет одни и те же действия. В этом есть и «плюс», и «минус». «Минус» в том, что в общении с нами нужны разные методы и приёмы, а «плюс» - было бы совсем неинтересно жить, если бы мы думали и делали одинаково.

    Все это необходимо учитывать, как в процессе общения взрослых, так и в ходе взаимодействия с детьми. В общении складывается важная система взаимоотношений между людьми. Именно поэтому сегодня я хочу поговорить с вами об общении. Поговорим мы о том, что такое общение и какие у него есть отличительные признаки. Рассмотрим, какие ошибки допускают взрослые, как так получается, что общение разрушается или вообще не складывается.
   Мы поговорим об «общенческих позициях», какие они бывают: «над», «под», «на равных» и некоторые другие. Что они дают развитию, и когда каждая из них появляются в детской жизни и что нужно делать, чтобы ребенок овладел этими позициями и научился общаться.

    Так что же такое общение?
Часто люди говорят, что общение – это коммуникация, обмен информацией. Давайте проанализируем это на примере.

Приходит ребенок из сада, мама его спрашивает:
— Как дела в садике? Что делал?
— Хорошо. Играл.
— Понятно, как всегда. Что кушал?
— Суп не ел, только второе.
— Ну хорошо.

- Можно ли этот диалог назвать общением?

- Это не общение, это коммуникация. У общения есть три обязательных признака, по которым можно понять, общение это или нет.

1. В общении всегда и обязательно должна быть какая-то общая тема – общее содержание, о котором мы говорим.

2. Второй признак: две или несколько отличающихся друг от друга точек зрения. Зачем они необходимы? Для того, чтобы в диалоге мы могли эти точки зрения друг другу озвучить и развернуть то содержание, которое нам необходимо в общении. И конечно собеседники должны слышать друг друга. При этом совсем не обязательно, чтобы эти точки зрения были противоположными.

3.Еще один обязательный признак общения – это развитие.
Развитие содержания, развитие того контекста, в котором идет разговор. Развитие точек зрения, когда точка зрения одного или многих собеседников в процессе общения меняется. Развитием можно считать и принятие решения, когда человек спрашивает, советуется, а потом принимает собственное решение.

   Ребенок учится общаться в процессе взаимодействия со взрослым. Получается, что и содержание, и разные точки зрения, и развитие в общении зависят от того, как общается взрослый. Какое содержание он выбирает, как он относится к разным точкам зрения, развивает ли он это содержание. Часто получается, что общение разрушается взрослым, и он делает это, сам того не осознавая.

  Успешное формирование и развитие процесса общения зависит от того, какую позицию занимают собеседники по отношению друг к другу.

   Выделяют несколько «общенческих» позиций.

   Первая «общенческая» позиция формируется от нуля до года и называется «Пра-мы». Взрослый и ребенок в это время – как одно целое, это период интимного, эмоционального общения друг с другом. Взрослый работает как радио. Он – защита, опора для ребенка. На основе этого «ПРА-МЫ» формируется полноценная и крепкая привязанность ребенка, которая дает ему базовое доверие к миру. Взрослые тоже иногда нуждаются в «пра-мы» – например, когда мы болеем и хотим, чтобы кто-то был рядом и помог пережить сложный период. Если позиция «Пра-мы» не сформирована в период с рождения до года, то она должна формироваться на любом из более поздних этапов с тем взрослым, который готов принять ребенка и дать ему эту позицию. И без этой позиции очень тяжело войти в мир и стать полноценным членом социума.

   Следующая позиция – это позиция «над». Эта позиция существует вместе с позицией «под», они взаимодополняют друг друга. Один – проявляет активность, инициативность, дает себе возможность реализоваться. Второй же – принимает помощь, он в достаточно расслабленном состоянии по сравнению с первым человеком.

Для того, чтобы проявлять эти позиции, люди подсознательно принимают противоположное положение в пространстве: один напротив другого, один сидит – другой стоит. У того, кто в позиции «над» есть какие-то предметы, которые выделяют его перед всеми и дают ему возможность руководить процессом.

   Как ни странно, первой возникает не позиция «под», а позиция «над». Она возникает в кризисе трех лет, когда ребенок понимает, что он отдельное существо. В этот период он противопоставляет себя прежде всего близкому взрослому, отделяет себя от близкого взрослого. Для того, чтобы позиция «над» родилась, необходимы следующие условия: первое – необходим близкий взрослый, с которым уже сложилась позиция «пра-мы». Тогда в 3 года ребенок пытается это «пра-мы» разломать, у него рождается самосознание, он говорит: «Я-сам!», «Я хочу!», «Я не хочу!».

    Какие ошибки взрослые допускают в этой позиции «над»?

Эта позиция нам, конечно, необходима – она позволяет следить нам за режимными моментами, потому что мы отвечаем за жизнь и здоровье ребенка и именно эта позиция «над» позволяет нам задать рамки, в которых мы живем. Она необходима, но конечно в меру.

С года до трех лет эта позиция может немного мешать, поскольку ребенок в это время познает мир и ему интересно, как устроены все предметы. Ему нужно сначала по-разному взаимодействовать с предметом. А наш позиция «над» часто такая: нам хочется, чтобы ребенок побыстрее всему научился и, давая ему какой-то предмет, мы сразу ему показываем, что с ним нужно делать. Таким образом мы лишаем ребенка возможности исследовать и на корню подсекаем исследовательские мотивы ребенка.

Также позиция «над» нас может подводить в кризисы, которые переживает ребенок (3 года, 7 лет, подростковые и т.д.), если этой позиции слишком много, если мы в ней застряли.

   Позиция «под» — дополняет позицию «над». Чем она хороша: в этой позиции можно расслабиться, потому что тобой руководят. Находясь в этой позиции можно легко принять помощь или попросить помощи. И это единственная позиция, в которой мы можем учиться.

Понятно, что в позиции «под» ребенок находится с рождения. Но сознательно общаться в этой позиции ребенок научается примерно в 5 лет в игре, когда он подстраивается под других деток, более старших или более активных. Именно там он научается забывать о своем ради чего-то общего. Задвигать свои потребности назад, чтобы получить какой-то результат, который ему сейчас хочется. Он соглашается, чтобы им руководили и управляли. К 7 годам ребенок научается принимать эту позицию по отношению к взрослому.

Когда ребенку 3 года, и мы предлагаем ему на выбор разные активности, спрашивая, что он хочет делать, мы находимся в позиции «под». Этим мы помогаем ребенку сделать выбор, находясь в позиции «над». Само то, что мы, взрослые, находимся в позиции «под», заставляет ребенка быть в позиции «над». Очень часто с неактивными детьми советуют работать именно в этой позиции, потому что, занимая ее и не выпадая из нее, мы автоматически подталкиваем его к позиции «над».

Позиция «под» хороша для того, чтобы ребенок понял, что он умеет, и осмыслил то, как он что-то делает. Это происходит, когда мы просим его «а научи меня, пожалуйста». Эта позиция важна в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок, объясняя нам, или объясняя кому-то другому, наконец-то понимает, что он имел в виду. Лучший способ научить себя – научить другого. И часто именно мы, взрослые, должны занимать эту позицию «другого». И благодаря этому ребенок начинает по-другому видеть материал, потому что он теперь находится в активной позиции «над».

   Следующая позиция, «на равных», вырастает из «над» и «под». Она заключается в том, что, то один, то другой человек находится в позиции «над». Это очень хорошо видно, когда мы договариваемся: один спросил – выслушал, другой ответил – выслушал. Эта позиция отрабатывается у детей в игре на основе «над» и «под».

Часто спрашивают, почему дети конфликтуют и ссорятся друг с другом. Это бывает, когда дети толком не овладели этими двумя позициями – «над» и «под» и в результате у них и позиция «на равных» не складывается. Поэтому они не могут играть в сюжетно-ролевые игры. Эта позиция должна формироваться в возрасте от 5 лет. Формируется эта позиция со сверстниками. Конечно, мы стараемся разговаривать уважительно с ребенком и ранее, но в этом возрасте он идет на это сознательно, произвольно.

   Еще одна позиция называется «отстраненная», или «независимая» позиция доброжелательного присутствия.

Например, сидит воспитатель в группе, каждый из детей занят чем-то своим. Кто-то играет, кто-то рисует, лепит или рассматривает книжки. В группе спокойная обстановка. Но если воспитатель выйдет, все резко поменяется: начнется шум и гам. Почему так происходит? Воспитатель был здесь, в позиции доброжелательного присутствия, при необходимости он мог вербально или невербально общаться с детьми – поддержать кого-то, отругать нарушителей дисциплины.

Возникает эта позиция только в подростковом возрасте.

Эту довольно сложно ее занимать и удерживать ее легче, если человек занимается каким-то своим делом. Казалось бы, эта не подразумевает общения. Но это не совсем верно. Присутствие взрослого, демонстративно занятого своим делом, но готового прийти на помощь при первой необходимости, очень значимо для детей. Вполне возможно, что никто из них и не подойдет к педагогу с вопросами, но они будут чувствовать себя увереннее, чем если бы остались один на один с заданием. Для взрослых, педагогов она важна на всех этапах. Ее можно занимать, даже когда ребенок совсем маленький. Примерно начиная от года уже можно занимать отстраненную позицию и наблюдать, как ребенок пытается сам что-нибудь сделать, и помочь ему, только если что-то не получается.

   В процессе общения взрослые и дети могут занимать по отношению друг к другу разные позиции: «над», «под», «вместе» и т. д

   Позиция «пра-мы» очень необходима ребенку в период адаптации в детском саду. В этот момент происходит «отрыв» ребенка от мамы, которая была постоянно рядом, помогала, обнимала, и значимым взрослым, который теперь находится рядом, становится воспитатель. В своей группе я создаю условия, чтобы позиция «пра-мы» сложилась в период адаптации с воспитателем: обнимаю, поглаживаю по голове при встрече, сижу вместе на коврике, беру ребенка посидеть на коленях, если очень грустно при расставании с мамой.

   Чаще всего воспитатель есть тот человек, который все умеет, все знает и всему может научить. Ведущая позиция взрослого предполагает прямое руководство, обучение, указание и контроль над детьми. Дети и сами очень час­то обращаются к взрослому как к более сильному, знаю­щему, умелому, авторитетному. Такая позиция порою про­сто жизненно необходима, так как ребенок нуждается в передаче опыта, руководстве и опеке взрослого. Например, когда у ребенка не получается какое-то задание, и мы показываем приемы работы, способы действий. Когда объясняем и настаиваем на выполнении норм поведения, принятых в обществе. Для принятия детьми на себя позиции «над», в своей образовательной деятельности специально создаю ситуации, когда необходима помощь другому или какому-то герою. В таких ситуациях дети охотно берут на себя роль того, кто знает, умеет и может сам научить.

   В нашей возрастной группе 3-хлетних детей, занимая позицию «под» по от­ношению к детям, приходится идти на уступки, прислушиваться к мнению ребенка, создавать для них ситуацию выбора, т. к. это необходимо для успешного проживания кризиса 3-х лет. В организованной или со­вместной деятельности часто пользуюсь спланированным педагогическим приемом — обращается за помощью к ребенку, спрашиваю детей, правильно ли выполняю какое-то действие.

    Позицию «на равных» использую в совместной и организованной деятельности: например, не приношу образец поделки из пластилина, а леплю вместе с детьми, выполняя те же действия. При этом по ходу работы дети могут предложить, что-то добавить или сделать по-другому, и конечный результат будет отличаться от запланированного мной. В совместной деятельности включаюсь сюжетно-ролевые игры, организованные детьми, принимаю их условия и предлагаю свои.

    В работе с детьми своей группы использую «отстраненную» позицию, как мотивацию к деятельности, для создания образовательных ситуаций. Такая мотивация особенно эффективна в продуктивной деятельности. Например, мной запланировано изготовление открытки для мам. Дети заняты самостоятельными играми, я сажусь за стол и начинаю делать цветок. В группе всегда найдется ребенок, который заинтересуется, чем я занята, подойдет и спросит, выразит желание, сделать такой же цветок. Вслед за этим ребенком, интерес проявляют другие дети. Кто-то быстрее, кто-то медленнее, но постепенно в деятельность вовлекается вся группа. Такая ситуация позволяет решать образовательные задачи, поддерживать интерес детей и действовать каждому ребенку в своем темпе.

   Умение взрослого быть гибким в общении с Детьми способствует не только повышению эффективно­сти воспитательных воздействий, но и развитию лично­сти ребенка в целом.

Источники:

http://changeonelife.ru/2014/06/17/videozapis-vebinara-obshhenie-kogda-i-kak-rebenok-uchitsya-obshhat-sya-kakie-oshibki-dopuskayut-vzrosly-e-v-obshhenii-s-det-mi/

http://www.maam.ru/detskijsad/pozici-obschenija-s-rebenkom.html

http://5psy.ru/chitaem-knigi/poziciya-obsheniya.html

http://doshkolnuk.com/poziciya-pedagoga

https://studfiles.net/preview/4342698/

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/06/13/seminar-praktikum-obshchenie-pedagogov-s-detmi

Категория: Консультации для педагогов | Добавил: filimonoirina2010 (13.02.2018)
Просмотров: 451 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0